Пятница, 17.05.2024, 19:04
Приветствую Вас Гость | RSS
K.L.
Главная | Компас - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Lorelay, sixkiller, __Jaguar__  
Форум » Общий раздел » Снаряжение » Компас
Компас
sixkillerДата: Вторник, 23.09.2008, 13:05 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Штандартофикатор
Сообщений: 2416
Репутация: 17
Статус: Offline
Ко́мпас (в профессиональной речи моряков: компа́с) — это устройство, облегчающее ориентирование на местности. Существуют три принципиально различных вида компаса: магнитный компас, гирокомпас и электронный компас.

Магнитный компас

История создания

Дорожный компас и солнечные часы, XVIII векПредположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням (подробнее см. четыре великих изобретения). В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале XIV в. итальянец Ф. Джоуль значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI в. ввели деление картушки на 32 румба и коробку со стрелкой стали помещать в карданном подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. В XVII в. компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укрепленной своим центром на крышке коробки над стрелкой.

Устройство

Для примера будет рассмотрен компас Адрианова. Компас Адрианова состоит из корпуса 1, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка 3. При незаторможенном состоянии стрелки ее северный конец устанавливается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный — на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом 6. Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб) 2, разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) 4 и указатель отсчетов 5.

Принцип действия

Принцип действия компаса основан на взаимодействии магнитного поля постоянных магнитов компаса с горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля. Таким образом, стрелка всегда указывает одним из концов в направлении линии магнитного поля, которая идет к Северному магнитному полюсу.

Электромагнитный компас

Электромагнитный компас является "развёрнутым" электрогенератором, в котором магнитное поле Земли играет роль статора, а одна или несколько рамок с обмотками - ротора. Соотношение напряжений, наводимых в обмотках при движении в магнитном поле, показывает курс, либо одна обмотка устанавливается под заранее заданным углом к продольной оси самолёта или корабля, и для поддержания курса пилоту или рулевому следует рулём направления удерживать стрелку на нуле.

Преимущество электромагнитного компаса перед обычным магнитным - в отсутствии девиации от ферромагнитных деталей транспортного средства, т.к. они неподвижны относительно обмоток и не наводят в них токов.

Для работы простого варианта электромагнитного компаса с индикатором в виде гальванометра требуется быстрое движение, поэтому первое применение электромагнитный компас нашёл в авиации. Был использован Чарльзом Линдбергом при перелёте через Атлантику в 1927 году.

Гирокомпас

Гирокомпас — прибор, указывающий направление на земной поверхности; в его состав входит один или несколько гироскопов. Используется почти повсеместно в системах навигации и управления крупных морских судов; в отличие от магнитного компаса его показания связаны с направлением на истинный географический (а не магнитный) Северный полюс. Обычно гирокомпас применяется как опорное навигационное устройство в судовых рулевых системах с ручным или автоматическим управлением, а также при решении различных задач иного рода, например, для определения точного направления при наводке орудия боевого корабля. Морской гирокомпас, как правило, очень тяжел; в некоторых конструкциях вес гироскопического ротора превышает 25 кг. Для нормальной работы гирокомпаса необходимо устойчивое основание, не испытывающее ускорений и фиксированное относительно земной поверхности, причем скорость его перемещения должна быть пренебрежимо мала по сравнению со скоростью суточного вращения Земли на данной широте.

История создания
Прототип современного гирокомпаса первым создал Г. Аншюц-Кэмпфе (запатентован в 1908), вскоре подобный прибор построил Э. Сперри (запатентован в 1911). В последующие годы разрабатывалось множество гирокомпасов различных модификаций, но наиболее удачные из них принципиально почти не отличались от устройств Аншюца и Сперри. Приборы современной конструкции значительно усовершенствованы по сравнению с первыми моделями; они отличаются высокой точностью и надежностью и удобнее в эксплуатации.

Устройство
Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна.

Принцип действия
Предположим, что гирокомпас находится на экваторе, а ось вращения его гироскопа совпадает с направлением запад — восток; она сохраняет свою ориентацию в пространстве в отсутствие воздействия внешних сил. Но Земля вращается, совершая один оборот в сутки. Так как наблюдатель, находящийся рядом, вращается вместе с планетой, он видит, как восточный конец (E) оси гироскопа поднимается, а западный (W) опускается; при этом центр тяжести шара смещается к востоку и вверх (позиция б). Однако сила земного притяжения препятствует такому смещению центра тяжести, и в результате ее воздействия ось гироскопа поворачивается так, чтобы совпасть с осью суточного вращения Земли, то есть с направлением север — юг (это вращательное движение оси гироскопа под действием внешней силы называется прецессией). Когда ось гироскопа совпадет с направлением север — юг (N — S, позиция в), центр тяжести окажется в нижнем положении на вертикали и причина прецессии исчезнет. Поставив метку «Север» (N) на то место шара, в которое упирается соответствующий конец оси гироскопа, и соотнеся ей шкалу с нужными делениями, получают надежный компас. В реальном гирокомпасе предусмотрены компенсация девиации компаса и поправка на широту места. Действие гирокомпаса зависит от вращения Земли и особенностей взаимодействия ротора гироскопа с его подвесом.

Электронный компас

Здесь рассматривается компас, построенный на принципе определения координат через спутниковые системы навигации. Существуют также компасы, использующие в качестве датчика блок магниторезисторов.

История создания
История создания электронного компаса тесно связана с системами спутниковой навигации.

Устройство

Принцип действия
Принцип действия такого компаса весьма прост:

На основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации (и, соответственно, объекта)
Засекается момент времени, в который было сделано определение координат.
Выжидается некоторый интервал времени.
Повторно определяется местоположение объекта.
На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения и из него:
направление движения
скорость движения
Осуществляется переход к шагу 2.
Ограничения:

Естественно, если объект не перемещается, направление движения узнать не получится. Исключение составляют достаточно большие объекты (например, самолёты), где есть возможность установить 2 приёмника (например, на концах крыльев). При этом координаты двух точек можно получить сразу, даже если объект неподвижен, и перейти к пункту 5.
Ещё одно ограничение обусловлено точностью определения координат спутниковыми системами позиционирования и влияет, главным образом, на тихоходные объекты (пешеходов).

Ориентирование на местности
Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас — в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север. Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой, и, если известно хотя бы одно из них, можно определить остальные. В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа — восток, а слева — запад.


Бесконечность™
Куриная лапка™
 
sixkillerДата: Среда, 24.09.2008, 14:14 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Штандартофикатор
Сообщений: 2416
Репутация: 17
Статус: Offline
Модели бывают разные...

туристические:

Время установки стрелки: быстрое
Стабильность на бегу: нет
Магнит: сильный
Цена деления шкалы: 10 град.

Рекомендуется для туристов и начинающих ориентировщиков.

и спортивные модели:

Эти компаса созданы специально для работы в экстремальных соревновательных условиях, когда требуется точное определение азимута при быстрой ходьбе и беге. (уникальны характеристики -по быстроте установки стрелки и стабильности при движении )

Время установки стрелки: 1-1,5 сек.
Стабильность на бегу: отличная
Магнит: суперсильный
Шкала: цветная, цена деления 15 град.

Рекомендуется спортсменам, использующих новый стиль ориентирования - по цвету и цифрам.

Время установки стрелки: 1-1,5 сек.
Стабильность на бегу: отличная
Магнит: суперсильный
Шкала: отсутствует

Рекомендуется спортсменам, предпочитающих иметь в визуальном поле только стрелку.


Бесконечность™
Куриная лапка™
 
sixkillerДата: Среда, 24.09.2008, 14:22 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Штандартофикатор
Сообщений: 2416
Репутация: 17
Статус: Offline
Другие (в том числе и военные) модели.



Бесконечность™
Куриная лапка™
 
TitanДата: Среда, 24.09.2008, 22:36 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 753
Репутация: 7
Статус: Offline
А когонить есть вообще компас?

CrazyStalkers.ru
 
sixkillerДата: Среда, 24.09.2008, 23:37 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Штандартофикатор
Сообщений: 2416
Репутация: 17
Статус: Offline
Да, само собой...

Бесконечность™
Куриная лапка™
 
AlrayNeДата: Четверг, 25.09.2008, 09:20 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2105
Репутация: 11
Статус: Offline
Ага, есть. Лохматых 50-х, если я не ошибаюсь))) Но он работает!!!

Куриная лапка@™

...Это тянется время полураспада урана.
Горит сигарета, алеет восток,
Шампанское льется на кухне из крана на головы нам...

...Кто не трус, я тому отвечу:
"Держим курс дьяволу навстречу!"...

 
sixkillerДата: Четверг, 25.09.2008, 09:48 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Штандартофикатор
Сообщений: 2416
Репутация: 17
Статус: Offline
У меня их 2, один из них 1850-го года 100% работает все.

Бесконечность™
Куриная лапка™
 
Форум » Общий раздел » Снаряжение » Компас
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz